Наука для всех: как говорить понятно о сложном

Научная коммуникация - это мост между сложными научными идеями и обществом. Зачем он нужен? Кто такие научные коммуникаторы, чем они отличаются от просветителей, научных журналистов, популяризаторов и педагогов, кому и зачем коммуникаторы коммуницируют науку - об этом в нашей статье

Что такое научная коммуникация

Термин «научная коммуникация» используется как в широком, так и узком смыслах. В широком — это общее название для самых разных способов распространения научного знания как среди самих учёных (различные конференции, конгрессы, специализированные журналы), так и за пределами профессионального сообщества (музеи науки и техники, выставки, публичные мероприятия, научная журналистика и кинематограф, познавательные ролики и многое другое). Другими словами — это все формы распространения и передачи знания в обществе.

В узком смысле, научная коммуникация — это процесс передачи информации об исследованиях, технологиях, инновациях от специализированных организаций обществу, другими словами пиар. Термин «научный коммуникатор» в России — это как раз стремление сообщества людей, заинтересованных в распространении научного знания, найти замену слову «пиар», которое для многих ассоциируется с неэтичными практиками коммуникации. 

В русском языке есть и другие слова, которые используется для описания людей занимающихся распространением знаний. И тут уже важно различать цели этих коммуникационных практик. Грубо говоря, педагоги, учителя и преподаватели достигают образовательных результатов, то есть их задача научить: до взаимодействия с преподавателем учащийся не знал и не умел, а теперь знает и умеет. 

Слово «просветители» отсылает к исторической эпохе, когда у подавляющего большинства не было доступа к образованию, и подразумевает, что есть некий «тёмный народ», которому просветитель несёт свет, как Прометей огонь человечеству. Впрочем, все чаще «просветитель» используется как синоним «популяризатора». Популяризаторы делают науку интересной, доступной и привлекательной. 

Научные журналисты занимаются сбором информации из самых разных источников: беседуют с учёными об их исследованиях, читают их тексты, задают вопросы от имени широкой общественности, затем собирают эту информацию, перепроверяют и упаковывают в привычные форматы: новостные репортажи, тексты, карточки-эксплейнеры. Журналистам важна яркость, новизна или актуальность информации. Чтобы быть научным журналистом, не обязательно иметь естественно-научное образование, главное уметь задавать вопросы и иметь желание разобраться. Впрочем, чем глубже понимание предмета, тем качественнее и интереснее бывают вопросы журналиста. 

Зачем нужна научная коммуникация

Зачем нужна научная коммуникация? Для кругозора, удовольствия, удовлетворения любопытства, формирования, подкрепленного данными мнения, и более глубокого понимания мира. Именно такие критерии фигурируют в статьях о научной коммуникации, например, этой. Трудно ответить на этот вопрос полноценно без понимания научного метода. 

Научный метод заключается в том, чтобы на основе наблюдения выдвинуть гипотезу, которую можно проверить (наука не занимается гипотезами, которые нельзя проверить), а затем придумать серию экспериментов, которые проверят ее достоверность. Научный метод позволяет строить модели, которые с более высокой долей вероятности, чем случайность, позволяют предсказать результат. Например, рассчитать траекторию движения планет, полета космической ракеты, действие лекарства, предсказания погоды или разработки образовательных программ.

Такое более точное знание часто контринтуитивно, то есть противоречит повседневному опыту. Научная коммуникация помогает распространять это знание сперва в среде учёных, которые его обсуждают, перепроверяют, и только уже затем в других слоях общества. 

Доступность точной информации в обществе повышает качество принятия решений. 

Впрочем, поскольку коммуникация – это двусторонний процесс. То верно и обратное, получая от общества обратную связь, ученые могут корректировать направления своих исследований.  Работающий механизмам такой обратной связи – финансирование как в виде государственной поддержки, грантового финансирования, так и в виде коммерческого заказа со стороны индустрии. 

Что такое хорошая и плохая научная коммуникация

Важными критериями научной коммуникации являются простота, ясность и доступность. Она должна точно передавать научные факты и теории, избегая упрощений, которые могут привести к недопониманию или искажению информации. Другими словами, упрощать нужно язык: пояснять термины, упрощать грамматические конструкции, избегать двусмысленности. Хорошая научная коммуникация также адаптируется к уровню знаний и интересов аудитории. В этом смысле, нет универсально хорошей научной коммуникации для всех. Важно выбрать аудиторию сообщения и адаптировать его под ее запрос.

Кроме того, хорошая коммуникация – актуальная коммуникация. Концепции и факты привязаны к контексту аудитории, текущим событиям и помогают решить ее проблемы. 

Плохая научная коммуникация, напротив, затрудняет понимание читателя, которому приходится «продираться» сквозь язык, гадать об интерпретациях.

Комментарии 0
Авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий

Стань частью сообщества Атомариум!

Зарегистрируйся чтобы получить 350 приветственных
баллов и открыть полный доступ к курсам,
тренажерам и конкурсам.